Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема агрессивного поведения среди подростков является на современном этапе все более актуальной. Агрессия становится привычным явлением среди молодого поколения, и имеет разрушающий характер для общества.
На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность и социальная напряженность в стране. Повседневностью стали многочисленные конфликты, преступление против личности, неуважение к другому человеку.
Агрессия – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб живым существам.
Агрессивность – это устойчивая характеристика субъекта, его предрасположенность к поведению целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).
Степень научной разработанности проблемы. Существует множество теоретических подходов к изучению агрессивности и агрессии. Среди зарубежных авторов исследования агрессии выделяются такие имена как, З. Фрейд, К. Юнг, Л. Лоренц, Э. Фромм, Д. Ричардсон. Среди наших соотечественников к этой проблеме обращались такие ученые как Л.С. Алексеева, В. К. Андриенко, И.Б Бойко, А.Е. Личко, И. А. Невский Е.В. Трифонов, Ю. Щербина.
Психологи, социологи, педагоги считают, что агрессивных подростков с каждым годом становится больше и с ними труднее становится работать, арсенал психолого-педагогических техник весьма ограничен и не решает эту проблему, необходим комплексный подход.
Таким образом, актуальность исследования заключается в росте агрессивных тенденций в подростковой среде – одной из острых социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа подростков с делинквентным поведением.
Объект исследования – проявления агрессии у современных подростков.
Предмет исследования – проблема проявления агрессивности в подростковом возрасте.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности проявления агрессии в старшем подростковом возрасте.
Задачи:
- определить проблему агрессивности подростков в исследованиях психологов;
-выявить особенности и причины агрессивности в старшем подростковом возрасте;
- исследовать факторы развития агрессивности подростков ;
-рассмотреть коррекцию подростковой агрессии.
Методы исследования: теоретические – анализ психологической, социологической и педагогической литературы.
Диагностические методики: опросник А. Басса, А. Дарки.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования социально-психологических факторов развития агрессивности у подростков
1.1. Проблема агрессивности подростков в исследованиях психологов: определение, типология, причины
Слово «агрессия» имеет латинские корни и в переводе означает «нападать». Это слово является общеупотребительным в европейских языках, однако в разные периоды имело неодинаковый смысл. До XIХ века агрессивным называлось любое проявление активности с выраженным положительным либо отрицательным оттенком. Это приводило к большой путанице в толковании этого слова, что вызвало необходимость в сужении его значения. В результате агрессией стали называть враждебное поведение по отношению к окружающим людям. Но, несмотря на это, термин «агрессия» до сих пор употребляется в очень широком смысле.
Понимание агрессии в психологической литературе также весьма противоречиво. Чтобы в этом убедиться, достаточно привести некоторые известные дефиниции этого понятия.
И. А. Фурманов предлагает определять агрессию как акты недружелюбия, захвата, доминирования, нападения, т.е. под это понятие попадают только такие действия, которые могут причинить ущерб другому субъекту или объекту. В его понимании агрессия является поведенческой реакцией, главной отличительной особенностью которой является применение сил с целью причинить вред личности или обществу в целом. [19, c 27]
В. И. Долгова характеризует агрессию как реакцию, итогом которой является получение другим организмом болевых ощущений. [5, c 121]
Л. М. Семенюк полагает, что агрессией следует считать не только физическое действие, но и угрозы его совершить и тем самым причинить ущерб окружающим. [16, c 80]
По мнению Г. Паренса, агрессией следует называть недоброе, враждебное, неприязненное, приносящее вред поведение. [12, c 144]
Наконец, А.И. Бондарчук определяет агрессию как специфически человеческую форму поведения, проявляющуюся в показе физического превосходства перед другими, которым субъект стремится нанести вред. [4, c 60]
Следует особо подчеркнуть, что агрессия в этом определении рассматривается, прежде всего, как некий вариант поведения, шаблон, и идет четкое отграничение его от таких сходных понятий, как эмоция, диспозиция или мотив. И авторы дают четкое объяснение своему выбору.
В бытовом представлении агрессия часто связывается с отрицательными эмоциями, прежде всего, со злостью, гневом, раздражением; с мотивами, особенно с желанием оскорбить кого-то или сделать кому-то больно и неприятно; с диспозициями, прежде всего, предрассудками, касающимися расовой, этнической или гендерной принадлежности других людей.
Несомненно, эти переменные крайне важны в формировании агрессивного поведения, но само их наличие не обязательно приводит к агрессии. Например, агрессия может разворачиваться как в чрезвычайном эмоциональном возбуждении, так и в состоянии полнейшего хладнокровия; человек может причинить ущерб окружающим намеренно и случайно.
Важно также подчеркнуть, что, рассматривая агрессию как врожденный, неотъемлемый аспект борьбы за выживание в мире, исследователи, в частности, К. Лоренц, подчеркивают, что человек в состоянии управлять своими агрессивными импульсами, что крайне важно для мирного сосуществования людей в обществе. Возможно, это благодаря целенаправленному воспитанию и обучению. Этот аспект проблемы агрессивного поведения был предметом пристального изучения со стороны российских психологов, которые в своих работах особое внимание уделяли стихийным и целенаправленным способам социализации агрессии.
Так, Ю.Б. Можгинский четко указывает в своих работах на формирующее воздействие социальной ситуации развития на становление у детей социально приемлемых форм выражения агрессии. [10, c 32]
С другой стороны, А. Бандура отмечает, что при наличии у индивида аномалий физиологического и психического развития высока вероятность закрепления и проявления природных механизмов агрессивного реагирования. [2, c 51]
По мнению Е.В. Ольшанской, агрессия может проявляться по-разному в поведении человека: это могут быть прямые физические воздействия, словесные перепалки, угрозы, косвенные проявления типа насмешек, иронии, скрытая агрессия в виде манипуляции и пр. Но следует отметить, что, как бы ни проявлялась агрессия, явно или скрытно, на словах или в действиях, большая их часть воспринимается окружающими как недопустимое, требующее коррекции поведение человека. [11, c 90]
Если же, несмотря на социальное неодобрение, индивид продолжает проявлять и использовать социально неодобряемые формы поведения, это можно считать, как полагает М. Раттер, ситуациями социальной дезадаптации. [12, c 208]
Феномен агрессии, причины ее возникновения, факторы, способствующие ее становлению и развитию, условия ее проявления подвергались глубокому анализу во многих теоретических концепциях как зарубежных, так и российских исследователей.
Теория влечения (психоаналитический подход), разработанная в трудах З. Фрейда. Он объяснял природу агрессии с позиции своей теории влечений: сексуального (либидо) и влечения к смерти. Энергия либидо проявляется в тенденции сохранения и воспроизведение жизни. Энергия влечения к смерти характеризуется тенденцией к деструктивному разрушению и исчезновению
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. канд. психол. наук. - М., 2010. - 102 с.
2. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура. - М., 2010. - 512 с.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб. ПРАЙМ ЕВРОЗНАК. 2011. - 84с.
4. Бондарчук, А.И. Психология девиантного поведения [Текст]/ А.И. Бондарчук: курс лекций. - К.: МАУП, 2006. - 88 с.
5. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Смолин А. В. Исследование агрессивного поведения старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 121–125.
6. Журавлев Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. – 2014. - №2. – С.185-192.
7. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 149 c.
8. Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 220 c.
9. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н Возрастная психология // – М.: Сфера 2013. –– 463 с.
10. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков / Ю.Б. Можгинский. – СПб.: Издательство «Лань» 2014. – 328с.
11. Ольшанская Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 135 c.
12. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М.: ИНФРА-М 2012. – 344с.
13. Раттер, М. Помощь трудным детям: пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской; предисл. А. В. Баженовой и А. Я. Варга [Текст]/ М. Раттер. - М.: Прогресс, 2007. - 424 с.
14. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 2011. – №5. – С. 3-18.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 2014. С.240-246.
16. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: ИНФРА-М 2015. – 245с.
17. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2012. - N1. - 17-26 с.
18. Степанов В.Г. Психология трудного школьника, - Москва, 2014. - С.181
19. Фурманов И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов. – Мн.: Пресс 2011. – 274с.
20. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста, 2005. - 336 с.
21. Ярмоленко Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (На примере студенческой молодежи): Дис. канд. психол. наук - СПб., 2014. - 212с.